NavioSim: инновационный симулятор для беспилотного транспорта

Обсуждения правового статуса беспилотных машин в России продолжаются, в то время как сам процесс развития этих технологий не останавливается. На трассе М-11 уже успешно функционируют беспилотные грузовики, а тестирование беспилотных такси принимает свои формы под маркой Navio, ранее известной как «Сберавтотех». Недавно компания представила новую разработку — фотореалистичный симулятор NavioSim, который призван улучшить автономные технологии. Сегодняшние беспилотные автомобили основываются на нескольких важных компонентах: 1. Устройства, позволяющие воспринимать окружающий мир (лидары, радары, камеры); 2. Системы для определения местоположения (геолокационные модули и карты); 3. Элементы для управления движением и маневрами транспортных средств; 4. Программное обеспечение, ответственно за принятие решений в различных дорожных ситуациях. Ключевой сложностью остается создание программного обеспечения — алгоритмы часто разрабатываются вручную, что усложняет охват всех возможных дорожных ситуаций. Проблема известна как Long Tail. В решении этой задачи компания Navio использовала генеративный ИИ GenAI, работающий по принципу VLA (Vision-Language-Action), который позволяет интегрировать восприятие, прогнозирование и принятие решений в единую схему. Но, несмотря на проведенные тесты и накопленный опыт, некоторые дорожные события до сих пор недоступны для моделирования. Именно для таких случаев Navio предложила новую систему — симулятор NavioSim, который позволяет воссоздавать различные дорожные условия в виртуальной среде. Преимущества NavioSim включают в себя не только высокую степень реалистичности, но и возможность создания разнообразных сценариев, которые могут учитывать различные местоположения, временные промежутки и погодные условия. Это значительно повышает скорость разработки программного обеспечения для автомобилей и усиливает предсказуемость и безопасность автопилотных систем. Симулятор предлагает три формы тестирования: 1. SIL (Software-in-the-Loop) — проверка алгоритмов программного обеспечения; 2. HIL (Hardware-in-the-Loop) — анализ взаимодействия программного обеспечения и аппаратного обеспечения; 3. VIL (Vehicle-in-the-Loop) — создание сложных сценариев для имитации на полигоне. Данные для симуляции могут поступать как из реальных записей, так и с помощью графических редакторов для разработки синтетических ситуаций и дорожных условий. Время покажет, как быстро новая технология активизирует внедрение автономных автомобилей, в то время как идет работа над улучшением аппаратной части, включая новые системы очистки камер, что также может быть шагом к будущим инновациям.