Динамика рынка электромобилей: от рекордов до спадов
По итогам квартального обзора, уделим внимание сегменту электромобилей, который в 2024 году продемонстрировал рекордные показатели: продажи достигли 17 805 единиц, что стало на 26% больше, чем в прошлом году. Однако, несмотря на эти успехи, в третьем квартале наблюдается резкое сокращение объемов – средний сбыт составил около 1,3 тысячи машин. Занимая лидирующие позиции, марка Zeekr привлекла 7 623 покупателя, однако в начале 2025 года рынок столкнулся с падением: число проданных электромобилей упало с 3 844 до 1 854.
В течение второго квартала 2025 года количество покупателей на электромобили увеличилось на 37% по сравнению с первым кварталом. Интересен тот факт, что в этом росте уже не доминирует Zeekr, чьи объемы увеличились до 750 автомобилей, но доля на рынке уменьшилась до 29%. Это демонстрирует явное увеличение интереса к другим маркам и производителям. Например, продажи BYD увеличились вдвое, а Geely смогла увеличить свои объемы до 135 машин.
Тем не менее, автомобили Evolute начали показывать рост — с 164 до 397 единиц, необычно, что лишь 26 из них были собраны в 2025 году. Картину поддерживают также статистика по продажам марки Москвич 3е – всего 247 единиц. В то же время бренд Amberauto продемонстрировал тревожные результаты, реализовав всего 11 автомобилей.
На фоне этих изменений стоит подчеркнуть выпуск автомобилей бренда Ora, которые начали пополнять ставки дилеров через схемы лизинга. Информация о 50 отгруженных моделях привлекла внимание, несмотря на то что основные проблемы на китайском рынке указывают на потерю популярности бренда. В результате, дилеры пока не сообщают о новых поставках, что ставит под сомнение дальнейшую судьбу марки.
Примечательно, как другие бренды, такие как Avatr, не смогли поддерживать высокие объемы. Продажи Tesla, VW и других производителей продолжают существовать, но с меньшей популярностью по сравнению с предыдущими периодами. В итоге, доля электрических автомобилей на российском рынке остается на уровне 0,8%, что подчеркивает высокий уровень конкуренции и необходимость дальнейшего стимулирования спроса на новые электромобили.