Atom и Evolute получили разрешение от правительства на освобождение от утильсбора в неформальном порядке

Объем продаж электромобилей, производимых в России, по-прежнему невелик, о чем свидетельствуют данные за первый квартал текущего года, показавшие лишь 289 проданных единиц от производителей Amberauto, Evolute и «Москвич». При этом, согласно Концепции, принятой правительством 23 августа 2021 года, к 2025 году было запланировано выпустить 44 000 электрокаров. Этот документ также включает положения о введении с 2029 года обязательной доли продаж электромобилей, касающиеся местных заводов и иностранных поставщиков, однако такая инициатива в свете текущего спроса на экономичные модели выглядит почти неосуществимой. Продажа таких автомобилей должна осуществляться либо с глубокой скидкой, либо вообще безвозмездно. В addition, с 2024 года для государственных организаций также планируется установить квоты на закупку электрических автомобилей. Несмотря на отсутствие действующих мер, нельзя исключать принятие таких решений в будущем. Правительство активно поддерживает электротранспорт, однако это не всегда проявляется в виде дотаций. К примеру, выданный кредит на 24 миллиарда рублей компании «Кама» для сборки модели Atom имеет срок возврата до 30 лет. Для успешного старта серийного производства Atom его создателю необходимо оптимизировать ценообразование, что затрудняется высокими затратами на комплектующие из Китая и даже большими из России. Тем не менее, правительство предоставило необходимые условия для стартового старта таких заводов, а аналогичные преференции, похоже, действуют и для «Моторинвеста», который запускает сборку моделей Evolute. На данный момент для электромобилей установлен пониженный уровень локализации для компенсации утилизационного сбора — меньше, чем 3701 балл, необходимый для стандартных автомобилей. Предполагают, что в этом году он составит от 800 до 1000 баллов, что временно избавит производителей от больших затрат. С 1 января 2025 года утильсбор для электромобилей вырастет до сопоставимого уровня с обычными автомобилями и составит 667 400 рублей. Если стандарты не изменятся, ни Atom, ни Evolute не смогут выйти на массовый рынок. Тем не менее, некоторые игроки уже освобождены от уплаты этого сбора. АВТОВАЗ выступал против нововведений, но изменения в нормативной базе уже принято. Позиция правительства движется в сторону поддержки массового производства электротранспорта в России, что может привести к их распространению в таксопарках крупных городов и среди госструктур, с потенциальным усиливающим влиянием на рядовых автолюбителей через экологические налоги для ДВС. Перспективы развития этого направления остаются неоднозначными, и мы приглашает вас к обсуждению: как вы оцениваете предложенные правительством меры и их влияние на рынок в целом?